Стекло в технике "Эгломизе". Eglomise |
Термин "Эгломизе" - первоначально "гломизе" появился в лексиконе французских антикваров второй половины XVIII века: он явился производным от имени парижского рисовальщика и изготовителя рам Жана Батиста Гломи (Jan Baptiste Glomi, - 1786 год). Считалось, что он первым использовал особую технику живописи на стекле, с применением золотой и серебряной фольги для обрамления графических листов стеклянными рамами. Термин получил широкое распространение в XIX веке и применялся также и "по обратному принципу" - к образцам живописи "под стеклом", которые были гораздо старше, чем Жан Батист Гломи.
В принципе, существуют две принципиально различные техники живописи на стекле: так называемая "теплая" или "обожженная" и, соответственно, "холодная". К первой принадлежит классическая средневековая витражная живопись. Ко второй относятся виды живописи, в которых стекло просто расписывают красителями, не подвергая его ни до, ни после этого термической обработке. "Холодную" живопись можно разделить на два основных типа, в зависимости от того на какую сторону стекла наносится красочный слой. Это живопись "на стекле" ("с лицевой стороны стекла") и "под стеклом" ("с оборотной стороны стекла" либо "за стеклом"). Эти две категории различаются принципиально разным подходом к наложению красителей. Если при живописи «на стекле» краски наносятся классическим способом, также как и на другие основы (холст, бумага и так далее), то при живописи "под стеклом" сначала выполняются все детали, а только затем - фон. Пишут от переднего плана к заднему, сначала ярчайшие света и глубокие тени, потом средние тона. Перекрывание локальных тонов завершает работу. Техника "Эгломизе" относится к разряду «холодной» живописи "под стеклом". Но, строго говоря, ее нельзя отнести к чисто живописным техникам, так как основной ее составляющей является нанесение на стекло при помощи какого-либо прозрачного клея металлической фольги (чаще всего используется листовое золото, но встречаются работы с листовым серебром и даже цинковой фольгой) с последующей гравировкой по ней рисунка тонкой иглой. После удаления фольги с тех мест, где должно быть видно изображение, прямо на фольгу наносится какая-либо краска (чаще всего черная). Вследствие этих операций на лицевой стороне стекла можно увидеть черный (или какого-нибудь другого цвета) рисунок на золотом (серебряном и т.п.) фоне.
Самые ранние произведения, близкие по технике исполнения к "Эгломизе", датируются III веком до нашей эры, когда такого термина еще не существовало. Это - стеклянные сосуды, состоящие из двух частей, внешней и внутренней, между которыми заключен рисунок, выгравированный из листового золота. Древнего названия этой техники не сохранилось. В настоящее время исследователями используется целый ряд терминов. Наиболее часто употребляемый - "gold sandwich glass" (англ.), который можно перевести как: "золото между двумя стеклами". Итальянский синоним названия техники - "Fondi d'oro", который, как правило, наравне с "gold sandwich glass" используется для обозначения изделий времен Древнего Рима (III - IV веков н. э.). Среди специалистов Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) для описания сосудов с двойными стеклянными стенками, между которыми заключен рисунок, выгравированный по золотой фольге, используется термин "межстеклянное золочение". В специальной литературе на немецком языке чаще всего встречается наименование "Zwischengoldglas" (также можно перевести как "золото между двумя стеклами"), которое используется для обозначения австрийской и немецкой моды конца XVIII - начала XIX веков украшать сосуды черными силуэтными портретами на золотом фоне. Мы используем термин "Эгломизе", как название техники витражной живописи с оборотной стороны стекла («под стеклом») конца XVIII - начала XIX столетий, основным приемом которой является гравировка по металлической фольге (золотой, серебряной и т.д.).
Техника "Эгломизе" в это время использовалась в основном для создания миниатюр. В подавляющем большинстве это портретные силуэтные миниатюры, оформлявшиеся в качестве медальонов и служившие как вставки в табакерки или различного рода коробочки. С появлением в XVIII веке моды на мебель в "стиле Жакоб", "Эгломизе" стало использоваться как альтернатива присущим этому стилю мебели украшениям в виде рельефных бронзовых или латунных накладок. В настоящее время "Эгломизе", одна из красивейших техник декорирования стекла, редкий гость в витражных мастерских. Тем не менее, изготовление "Эгломизе" вполне возможно, в том числе и имитационное - гравировкой непосредственно стекла. ГДЕ УВИДЕТЬ
Самой большой из исторических коллекций, несомненно, является коллекция "Эгломизе" ИЗО ГИМ (173 предмета, в основном - украшения в виде медальонов, перстней, табакерок, мебели и тому подобного), являющаяся первой по численности. Более скромными являются коллекции Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского дворца-музея "Останкино", ГИКМЗ "Московский Кремль".
Весь иллюстрационный материал взят из интернета и является информационным! Это не наши работы! Наши работы в разделе «галерея работ»!
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Антиквариат. Энциклопедия мирового искусства. М. 2001.
|