Термин "Эгломизе" - первоначально "гломизе" появился в лексиконе французских антикваров второй половины XVIII века: он явился производным от имени парижского рисовальщика и изготовителя рам Жана Батиста Гломи (Jan Baptiste Glomi, - 1786 год). Считалось, что он первым использовал особую технику живописи на стекле, с применением золотой и серебряной фольги для обрамления графических листов стеклянными рамами. Термин получил широкое распространение в XIX веке и применялся также и "по обратному принципу" - к образцам живописи "под стеклом", которые были гораздо старше, чем Жан Батист Гломи.
К сожалению, подробности жизни самого Гломи (Glomy) нам мало известны. До нас дошли крайне скупые сведения о том, что он был рисовальщиком, гравером по меди. Известны его рисунки ландшафтов пером и акварелью и гравюры (Nagler G.K. Neues allgemeines Kunstler -Lexicon. Munchen. 1837. V. 5. S. 241). В одном из словарей можно прочесть, что он был парижским знатоком искусства, торговал антиквариатом, занимался рисованием и гравировкой. Подписывался инициалами: "J. В. G.". Известны его гравюры по оригиналам Ф.Буше и В.Пикара.
Живопись под стеклом, как украшение рам для картин - "verre Eglomise", все таки ошибочно считается его изобретением (Allgemeines Lexikon der Bildenen Kunstler. Hg. von Ulrich Thime u. Felix Becker, ab bd.16 von Hans Vollmer. Leipzig. 1907— 1947. V. XIV. S. 264). Справедливости ради необходимо заметить, что на несколько веков раньше Жана Батиста Гломи эту технику исполнения мы можем видеть у древних римлян (которые сами якобы передрали ее у этрусков), но, как часто бывает, авторские права не принадлежат реальному изобретателю.
В принципе, существуют две принципиально различные техники живописи на стекле: так называемая "теплая" или "обожженная" и, соответственно, "холодная". К первой принадлежит классическая средневековая витражная живопись. Ко второй относятся виды живописи, в которых стекло просто расписывают красителями, не подвергая его ни до, ни после этого термической обработке. "Холодную" живопись можно разделить на два основных типа, в зависимости от того на какую сторону стекла наносится красочный слой.
Это живопись "на стекле" ("с лицевой стороны стекла") и "под стеклом" ("с оборотной стороны стекла" либо "за стеклом"). Эти две категории различаются принципиально разным подходом к наложению красителей. Если при живописи «на стекле» краски наносятся классическим способом, также как и на другие основы (холст, бумага и так далее), то при живописи "под стеклом" сначала выполняются все детали, а только затем - фон. Пишут от переднего плана к заднему, сначала ярчайшие света и глубокие тени, потом средние тона. Перекрывание локальных тонов завершает работу.
Техника "Эгломизе" относится к разряду «холодной» живописи "под стеклом". Но, строго говоря, ее нельзя отнести к чисто живописным техникам, так как основной ее составляющей является нанесение на стекло при помощи какого-либо прозрачного клея металлической фольги (чаще всего используется листовое золото, но встречаются работы с листовым серебром и даже цинковой фольгой) с последующей гравировкой по ней рисунка тонкой иглой. После удаления фольги с тех мест, где должно быть видно изображение, прямо на фольгу наносится какая-либо краска (чаще всего черная). Вследствие этих операций на лицевой стороне стекла можно увидеть черный (или какого-нибудь другого цвета) рисунок на золотом (серебряном и т.п.) фоне.
Самые ранние произведения, близкие по технике исполнения к "Эгломизе", датируются III веком до нашей эры, когда такого термина еще не существовало. Это - стеклянные сосуды, состоящие из двух частей, внешней и внутренней, между которыми заключен рисунок, выгравированный из листового золота. Древнего названия этой техники не сохранилось. В настоящее время исследователями используется целый ряд терминов. Наиболее часто употребляемый - "gold sandwich glass" (англ.), который можно перевести как: "золото между двумя стеклами". Итальянский синоним названия техники - "Fondi d'oro", который, как правило, наравне с "gold sandwich glass" используется для обозначения изделий времен Древнего Рима (III - IV веков н. э.). Среди специалистов Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) для описания сосудов с двойными стеклянными стенками, между которыми заключен рисунок, выгравированный по золотой фольге, используется термин "межстеклянное золочение". В специальной литературе на немецком языке чаще всего встречается наименование "Zwischengoldglas" (также можно перевести как "золото между двумя стеклами"), которое используется для обозначения австрийской и немецкой моды конца XVIII - начала XIX веков украшать сосуды черными силуэтными портретами на золотом фоне.
Мы используем термин "Эгломизе", как название техники витражной живописи с оборотной стороны стекла («под стеклом») конца XVIII - начала XIX столетий, основным приемом которой является гравировка по металлической фольге (золотой, серебряной и т.д.).
Техника "Эгломизе" в это время использовалась в основном для создания миниатюр. В подавляющем большинстве это портретные силуэтные миниатюры, оформлявшиеся в качестве медальонов и служившие как вставки в табакерки или различного рода коробочки. С появлением в XVIII веке моды на мебель в "стиле Жакоб", "Эгломизе" стало использоваться как альтернатива присущим этому стилю мебели украшениям в виде рельефных бронзовых или латунных накладок.
В современном витражном искусстве термин "Эгломизе" либо "стекло Эгломизе" это такой вид узора на стекле, чаще зеркале, получаемый гравировкой с обратной стороны по серебряной амальгаме геометрического узора или растительного орнамента с последующей позолотой, серебрением или чернением гравированных мест.
В настоящее время "Эгломизе", одна из красивейших техник декорирования стекла, редкий гость в витражных мастерских. Тем не менее, изготовление "Эгломизе" вполне возможно, в том числе и имитационное - гравировкой непосредственно стекла.
ГДЕ УВИДЕТЬ
Самой большой из исторических коллекций, несомненно, является коллекция "Эгломизе" ИЗО ГИМ (173 предмета, в основном - украшения в виде медальонов, перстней, табакерок, мебели и тому подобного), являющаяся первой по численности. Более скромными являются коллекции Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского дворца-музея "Останкино", ГИКМЗ "Московский Кремль".
ГАЛЕРЕЯ СТЕКЛА "ЭГЛОМИЗЕ"
Весь иллюстрационный материал взят из интернета и является информационным!
Это не наши работы! Наши работы в разделе «галерея работ»!
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Антиквариат. Энциклопедия мирового искусства. М. 2001.
2. Ашарина Н.А. Русское стекло. М. 1998.
3. Банк А.В. Византийское искусство в собраниях СССР. Л.-М. 1960.
4. Баум B.C., Коновалова Е.Н. Эгломизе и мебель в «стиле жакоб». // Реликвия. Реставрация. Консервация. Музеи. СПб. №2. 2003.
5. Ботт И. К. Мебель в "стиле Жакоб"//Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. № 3-4. М. 2003.
6. Гнутова С.В. К вопросу об истории техники эгломизе //Сб. статей "Художник, вещь, мода". М. 1988. С. 124-132.
7. Гусева Н.Ю. Эгломизе и мебель в "стиле Жакоб"//Реликвия. Реставрация. Консервация. Музеи. СПб. 2003. №2.
8. Шелковликов Б.А. Русское художественное стекло. JI. 1969.
9. Шелковникое Б.А. Художественное стекло. JI. 1962.
10. Agnini Е. Hinterglasbilder //Restauro № 4. 1999.
11. Amalierte Stuck uf Gla.ll Hinder Glas gemalte Historien und Gemald. Hinterglaskunst von der Antike bis zur Neuzeit (Ausstellung im SchloBmuseum Murnau. 1995). Katalog. Murnau 1995.
12. Das Bohmische Glas: 1700-1950. Passauer Glasmuseum. Band 1. Passau. 1995.
13. Honey W.B. Glass. A Handbook for the Study of Glass Vessels of all Periods and Countries. London. 1946.
14. Jackson E. N. The History of Silhouettes. London. 1911.
15. Katalog zur Ausstellung «Farbige Kostbarkeiten aus Glas Kabinettstticke der Ztircher Hinterglasmalerei 1600 - 1650». Munchen. 1999.
16. McKechnie S. British Silhouette Artists and their Work, 1760-1860. London. 1978.
17. Mehlman F. Guide to glass. Oxford. 1982.
18. Merrifield M.P. Original Treatieses dating from XII XVIII Centuries on the Arts of Painting. London. 1849 (переиздановNew York 1967).
19. Schot F.L. «Eglomis» Technic und Konservierung// Restauro. № 1. 1998.
20. Swarzenski G. The Localization of Medieval Verre Eglomise //The Journalof the Walters art Gallery. Baltimore. 1940. M.Toesca P. Vetri italiani a Oro con Graffiti del XIV e XV Secolo // L'Arte.
|